Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками

 

Предметная деятельность остается ведущей для детей второго года жизни. Значительно расширившиеся возможности в освоении окружающего способствуют дальнейшему накоплению чувственного опыта и возникновению первых, элементарных, базовых (основополагающих) знаний. Так, например, восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах – значительно развивается и пространственная ориентировка, умение видеть предмет в разных положениях, соотношениях, состояниях и т. п. На основе этого опыта в более старшем возрасте интенсивно формируется воображение, появляется способность предвидеть изменения ситуаций, планировать результаты практического действия. Представления постепенно становятся знаниями, переходя в мысленный план. На втором году жизни интенсивное накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами играет огромную роль в освоении начальных знаний. Они будут уточняться и качественно углубляться на протяжении всего последующего периода дошкольного детства. Малышу уже хорошо знакомы его личные вещи, предметы быта, необходимые для удовлетворения жизненных потребностей, и другие объекты ближайшего окружения.

 

 

Рис. 7. Игрушки для формирования предметной деятельности.

 

Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность – дидактические игрушки. Являясь как бы микромиром для маленького ребенка, они дают обобщающую информацию не только относительно формы, величины, цвета предметов и т. п., но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных (сенсорных) представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

 

 

Планируя проведение занятия с малышами, воспитатель определяет его цель и задачи, исходя из программных требований. В зависимости от них подбираются игрушки (матрешки, пирамидки, кольца, цветные колпачки, втулки, шарики и т. п.), отличающиеся различными признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, упругостью, тяжестью, расположением в пространстве, соотношением частей и т. п. Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание ребенка на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировку, сортировку) игрушек по сходству или различию и т. п.