Конспекты занятий с детьми 1 год 9 месяцев – 1 год 10 месяцев

Программное содержание. Продолжать учить собирать двухместные дидактические игрушки, находить нужные детали вкладыши при выборе сначала из двух, а затем из трех деталей; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглая, квадратная, треугольная); раскладывать предметы по убывающей величине; понимать значение слов поменьше, побольше.

Учить самостоятельно собирать пирамидку из двух–трех крупных колец контрастных размеров. Учить собирать с помощью взрослого пирамидку из четырех–пяти колец разной величины.

Совершенствовать умение выполнять задания с ориентацией на два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Занятие 49

Цель. Учить собирать пирамидку (на стержне) из 3–4 колец одного цвета (без опоры на автодидактические особенности материала). Развивать моторику кончиков пальцев путем выполнения действий с мелкими деталями.

Материал. Пирамидка одноцветная из четырех колец, стержень высотой 10–12 см (на каждого ребенка).

Ход занятия. Каждому ребенку дают четыре кольца одного цвета. Взрослый учит сравнивать их по величине, прикладывая друг к другу, раскладывая в ряд, накладывая друг на друга. Предлагает выбрать самое большое кольцо. Все большие кольца отодвигаются на середину стола. Затем взрослый предлагает найти самое маленькое кольцо: «Какое самое маленькое кольцо? Возьмите в руку, покажите мне, всем детям покажите». Если дети ошибаются, взрослый помогает. Все маленькие кольца также отодвигаются на середину стола, в другую кучку. «Эти кольца самые большие (показ). Эти кольца самые маленькие (показ)», – говорит взрослый. Оставшиеся у каждого ребенка два кольца также исследуются. Взрослый предлагает показать большее из них. «А это колечко меньшее!» – поясняет он. Просит каждого ребенка взять с середины стола самое большое кольцо, а затем – самое маленькое. Таким образом у каждого ребенка по прежнему четыре кольца.

После того как дети научатся выбирать самое большое и самое маленькое кольцо, взрослый приступает ко второй части занятия – учит систематизировать предметы по убывающей величине. «Выбираем самое большое кольцо, затем поменьше, потом маленькое», – говорит взрослый и помогает последовательно расположить кольца на одной линии.

Каждому ребенку дают стержень, чтобы тот нанизал на него кольца, начиная с самого большого. Правильно собранная пирамидка закрывается.

В конце занятия отмечается результат действий: «Дети из колец собрали пирамидки. И у Оли – пирамидка. Оля, покажи всем свою пирамидку. И у Тани – пирамидка. Таня тоже всем детям покажет, какую пирамидку она собрала».

Занятие 50

Цель. Продолжать учить скатывать шары, выбирать предметы, ориентируясь на два свойства – цвет и форму. Развивать умение действовать с предметами типа шариков или кубиков.

Материал. По пять шаров и кубиков красного и синего цвета, лоток для скатывания шаров, коробка, в которой вперемешку лежат шары и кубики (на каждого ребенка).

Ход занятия. Взрослый подводит детей к столу, на котором для каждого приготовлена коробка с разноцветными предметами. «В коробках лежат шарики и кубики. Нам нужны для игр шарики», – говорит он, учит выбирать предметы независимо от их цвета, ориентируясь только на форму. (Оставшиеся после отбора кубики складывают в общую большую коробку.)

Вторая часть занятия – скатывание шаров. Взрослый дает каждому ребенку лоток, направленный к центру стола, который огорожен брусочками.

Взрослый берет красный шар и говорит: «Мы будем скатывать шарики красного цвета. Возьмите все по одному шарику такого же цвета, как у меня». Проверяет правильность выполнения. Когда все шарики скатились, взрослый обращает внимание на результат. «Как много красных шаров», – говорит он и предлагает повторить действия. Если ребенок ошибся и послал в центр стола синий шар, воспитатель отмечает это. Все скатившиеся красные шары взрослый перекладывает в коробку.

Те же действия дети совершают с синими шарами.

В конце занятия взрослый обращает внимание на то, что дети помогли ему выполнить трудную работу: отделили кубики от шариков (показывает коробки с кубиками), а шарики рассортировали по цвету (показывает коробку с красными и коробку с синими шариками).

для bottom