Конспекты занятий с детьми 1 год 11 месяцев – 2 года. Часть 3

Затем взрослый обращает внимание детей на материал, с которым они будут заниматься: отмечает цвет, величину и форму колпачков, показывает, как с ними можно поиграть.

Во второй части занятия взрослый учит составлять несколько пирамидок из разноцветных колпачков.

В третьей части взрослый обращает внимание детей на разнообразие пирамидок. На ориентировочной эмоционально чувственной основе учит вариативности действий с предметами.

Взрослый отмечает удачный подбор цветов, развивает желание действовать самостоятельно, учит замечать действия сверстников, оценивать их работу.

Варианты. Повторные занятия проводятся с набором кубиков или цилиндров. Количество предметов варьируется в зависимости от уровня сформированности у детей навыков.

Занятие 60

Цель. Совершенствовать умение действовать со сборно разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше, маленькой. Учить составлять предметы из частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве, подбирая их в порядке: большая, поменьше, маленькая. Учить находить промежуточный по величине предмет. Развивать ручную умелость и глазомер.

Материал. Три матрешки высотой 10–12 см, 7–9 см, 4–6 см (на каждого ребенка) (цветная табл. XI).

Ход занятия. Участвуют пять–шесть детей. Взрослый предлагает показать, какая из матрешек самая большая, какая поменьше, какая маленькая; дает возможность рассмотреть матрешки, определить их величину, расположить в определенной последовательности.

Во второй части занятия дети раскрывают матрешки и располагают их части одна под другой. Это помогает им соотнести детали при дальнейшем складывании предмета. «Матрешки наденут юбочки», – говорит взрослый, показывая, как надо соединять части.

Эта часть занятия повторяется: дети вновь открывают матрешки и учатся последовательно вкладывать меньшие предметы в большие, т. е. собирать трехместную матрешку. При необходимости взрослый помогает малышам: может вначале дать две разборные матрешки, а третью неразборную.

Занятие 61

Цель. Закреплять и расширять знания детей о предметах и их свойствах. Развивать тактильную чувствительность ладоней.

Материал. Фонарик в форме круглой коробки без крышки (диаметр 40–50 см), прикрепленный на цветных шнурках к кронштейну или специальному устройству для подвешивания игрушек (на уровне глаз стоящего ребенка); разноцветные шарики (колечки, кубики, ленточки, сюжетные игрушки) разной величины.

Ход занятия. Взрослый раздает детям шарики, они складывают их в фонарик. Взрослый раскручивает его подобно волчку. Дети наблюдают за красочным зрелищем.

Когда фонарик остановится, взрослый предлагает детям разобрать игрушки, побуждает называть предметы и сам называет их цвет, величину.

Затем шарики вновь складывают в фонарик, взрослый добавляет к ним цветные колечки. Вращение фонарика повторяется.

Взрослый постепенно производит замену всех игрушек, добавляя в фонарик все новые (2–3 игрушки одинаковые или однотипные). Так дети быстрее учатся сравнивать и обобщать различные предметы, выделяя их существенные признаки.

Занятие заканчивается игрой с дидактическими игрушками из фонарика.