Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками. Часть 4

Дети же, впервые пришедшие на занятия в 2 года, не имеют соответствующих знаний, поэтому с ними следует провести занятия по системе для детей второго года жизни. При этом следует помнить, что дети третьего года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2–3 раза быстрее осваивают программный материал, предназначенный для детей младшего возраста.

Следует помнить, что задания должны представлять посильную трудность для ребят. Только в этом случае обучение станет развивающим.

К концу третьего года жизни малыша в его познавательном развитии создаются предпосылки к качественно новому этапу освоения окружающего. От чисто внешней, эмоциональной стороны в приобретении сведений об окружающем ребенок переходит к накоплению более содержательных знаний, раскрывающих какие то внутренние закономерности. Последние приобретаются аналитически посредством наблюдений, усвоения причинно следственных связей в окружающем мире. Например: светит солнышко, значит, тепло; идет дождь, значит, сыро; пошел снег – пришла зима, стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, нужно тепло одеваться чтобы не замерзнуть и т. п.

Ребенку интересно наблюдать изменения в предметах или явлениях на протяжении какого то временного периода. Велика роль взрослого в появлении у детей первых умозаключений. Как бы ни были элементарны первые знания, они становятся стержневыми в познании окружающего мира, ими обогощается раннее детство.

Одним из приемов активизации интереса к окружающему является практическое экспериментирование. Однако на этапе 3–3,5 лет жизни ребенка этот вид игр занятий значительно отличается от ориентировочно исследовательских действий малыша 1–2 лет. Во первых, оно проходит как деятельность, имеющая цели, задачи, средства, способы осуществления. Например, ребенок заливает воду в формочки, чтобы на морозе в них образовались цветные ледяные фигурки; или экспериментирует с различными по материалу и массе предметами (деревянная лодочка, бумажный кораблик, пластмассовая рыбка, железный шарик и т. п.), опуская их в воду. Во вторых, ребенок накапливает опыт и начинает прогнозировать результат своих действий. В третьих, он переносит опыт действий по обнаружению скрытых свойств предметов в новую ситуацию. Эту деятельность ребенка с полным правом можно назвать экспериментированием.