Игры занятия с элементами экспериментирования (для детей 2 лет 9 месяцев – 3 лет 6 месяцев). Часть 5

Занятие 8

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машинка уедет дальше»).

Материал. Цветные машинки (по количеству детей). Доска (скат) шириной 80–100 см, укрепленная с одного края на высоту 40–50 см (зимой в группе, летом на участке детского сада).

Ход занятия. Взрослый раздает детям машинки. Они рассматривают их, называют. «А чья машинка уедет дальше?» – спрашивает взрослый, побуждая тем самым детей к экспериментированию.

Во второй части занятия дети распределяются по 2–3 и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машинки «под горку», сообщив им начальную скорость.

Взрослый отмечает, чья машинка уехала дальше, и поясняет: «Сережа, по всей вероятности, сильнее толкнул машину и колесики быстрее завертелись – машина уехала далеко далеко».

Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.

Затем каждый малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит детей делать первые умозаключения: например, красные машинки ездят быстрее, чем желтые или зеленые.

Варианты. На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т. п.

Занятие 9

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, познакомить со свойством магнита (притягивает металлические предметы); организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»

Материал. Магнитные «удочки» (3–4 штуки) (палочки длиной 30–40 см, в сечении 5–6 см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30–35 см; на конце нитки крепится магнит).

Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек – два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами.

Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту).

Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями (озеро).

Ход занятия. Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: «Это озеро, в нем живут разноцветные рыбки. Мы попробуем их поймать с помощью удочек». Демонстрирует удочки, отмечает, что на каждой вместо крючка имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться» к нему); показывает игровое действие. Далее дети самостоятельно ловят рыбок. Взрослый отмечает, у кого какая рыбка (цвет, величина).

Если многим детям одновременно хочется действовать с удочками, взрослый устанавливает очередность.

Таблица 1. Система дидактических игрушек для занятий с детьми раннего возраста.

Таблица 2. Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами в системе занятий (примерная «сетка») с детьми второго года жизни.

* Эти занятия чередуются, т. е. проводятся один раз в две недели.

Таблица 3. Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами в системе занятий (примерная «сетка») с детьми третьего года жизни.

Таблица 4. Примерное планирование занятий с дидактическими игрушками детей второго года жизни.2

Примечание. Задания, помеченные звездочкой, предлагаются на занятиях, другие представляют их модификацию и проводятся в часы самостоятельной деятельности с целью закрепления и обобщения.

Таблица 5. Примерное планирование занятий с дидактическими игрушками детей третьего года жизни. 

1 Целесообразно для всех занятий данного типа изготовить одну коробку типа пенала (из прозрачного плексигласа) и съемные, выдвигающиеся крышки с различными по величине и форме отверстиями.

2 Таблицы 4 – 5 разработаны Л. Н. Павловой.