Игры занятия с элементами экспериментирования (для детей 2 лет 9 месяцев – 3 лет 6 месяцев). Часть 3

Занятие 5

Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки – это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки; подчеркнуть, что снег – «это много много снежинок». Провести в присутствии детей эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки и делать «пирожки». В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду.

Материал. Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки (на каждого ребенка 2–3 формочки и один совок). Подносы для формовки. Невысокие, широкие емкости для снега.

Ход занятия. Взрослый вносит в группу емкости со снегом, собирает вокруг себя детей. Показывает снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять – становится липким. Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные куличики («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т. п.).

Во второй части занятия взрослый предлагает детям формовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек.

Примечание. Перед занятием полиэтиленовые или пластмассовые формочки желательно нагреть (в воде или на радиаторе отопления).

Взрослый следит за тем, чтобы каждый ребенок использовал совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Каждый ребенок делает две–три снежные фигурки. Подносы устанавливаются на общий стол. Дети наблюдают, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду.

«Не грустите о том, что снежные фигурки растаяли. В следующий раз мы сделаем их из песка. Песочные „пирожки” не тают», – поясняет взрослый.

Занятие 6

Цель. Аналогична цели занятия 5.

Материал. Вылепленные взрослым из снега кролик, зайчик или Снеговик (высота 40–45 см); ведро на голову последнего (10–12 см в диаметре), ленточки, сухие веточки, уголечки (пуговички для глаз), морковка (красный колпачок от фломастера) для носа и т. п.

Ход занятия. Снеговика ставят в высокую металлическую тарелку или эмалированную миску (для устойчивости и сохранения температуры). Взрослый обыгрывает приход Снеговика. Дети рассматривают его. Взрослый предлагает подарить Снеговику «шляпу» (игрушечное ведерко), украсить ее цветными ленточками, подарить метелочку из веток.

Примечание. Если есть дидактический столик на вращающейся основе, следует его использовать: он дает возможность обозревать фигурку со всех сторон; кроме того, возникает впечатление, что Снеговик «танцует».

Рис. 16. Дидактические столики для детей 1 – 2 лет