Игры занятия с элементами экспериментирования (для детей 2 лет 9 месяцев – 3 лет 6 месяцев). Часть 2

Занятие 3

Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый; красного и желтого – оранжевый; красного и синего – фиолетовый (сиреневый); красного и черного – коричневый и т. п.

Материал. Гуашь, кисти (по количеству детей); 4–5 пустых прозрачных стакана.

Ход занятия. Каждый ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу); моет кисточку в стакане, таким образом у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Взрослый ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Собирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус».

Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? – Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду («Чья желтая водичка? – Колина!») «Что у нас получилось? Какой цвет водички? – Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т. д.

Примечание. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и т. п.) получают при соединении основных цветов с белилами.

В конце занятия дети рассматривают свои рисунки, рассказывают, кто и что нарисовал.

Занятие 4

Цель. В процессе экспериментирования показать детям, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).

Материал. Полиэтиленовые формочки для игр с песком (15–20 штук); коробка из под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.

Примечание. Данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в занятиях 2, 3.

Ход занятия. Взрослый беседует с детьми о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем вместе с вами льдинки». Предлагает расставить формочки на столе. На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие – цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».

Во второй части занятия используется коробка из под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.

На прогулке взрослый предлагает детям посмотреть, что произошло с водой. Когда вода замерзнет, он в присутствии детей вынимает цветные «нитки бус», украшая ими елочку на участке детского сада.