Игры занятия с элементами экспериментирования (для детей 2 лет 9 месяцев – 3 лет 6 месяцев)

Занятие 1

Цель. Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит; нужна всем – и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления детей, подчеркнуть целительные свойства воды.

В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.

Материал. Репродукция к потешке «Водичка водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу детей). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).

Ход занятия. Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2–3 минуты. Отвечают на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает?» Затем взрослый читает потешку:

Водичка водичка,

Умой Тане (наше) личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок.

Затем взрослый обращается к каждому ребенку с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая детям возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течет». В конце занятия взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает детям попить.

Занятие 2

Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например, при рисовании кистью).

Материал. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (18х15 см) (на каждого ребенка).

Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у них в стаканчиках прозрачная вода, предлагает нарисовать «воздушные шарики». Каждый ребенок получает листок белой бумаги и одну краску (зеленая, красная, синяя и т. п.). Дети рисуют – на белой бумаге появляются «пятна» определенного цвета. При мытье кисточки вода окрашивается в цвет смываемой краски. Взрослый предлагает оставить листы сушиться на столе, обращает внимание на воду в стаканах. Собирает их на поднос, дети рассаживаются вокруг взрослого. Он спрашивает о том, что дети делали, кто какой краской рисовал, называет цвет воды в стаканчиках и т. д. Подчеркивает: у воды есть свойство – окрашиваться.

Далее взрослый привлекает внимание детей к их работам, собирает их в стопку, вкладывает ее в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свой цвет: «Чей красный шарик?», «Кто рисовал желтой краской? Чей желтый шарик?» и т. д.

Игра переходит в непринужденный разговор о том, кому из детей покупали воздушные шарики, как они играли с ними.

Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий синий

Презеленый, красный шар.

«Какой же шарик? – Разноцветный!»

для bottom