Тезисы по Евгению Онегину

Тезисы по Евгению Онегину.

  • Говоря о романе в целом Белинский отмечает
    его историзм в воспроизведённой картине
    русского общества. «Евгений Онегин» , считает
    критик, есть поэма историческая, хотя в числе
    её героев нет ни одного исторического лица.
    Далее Белинский называет народность
    романа. В романе «Евгений Онегин»
    народности больше, нежели в каком угодно
    другом народном русском сочинении. Если её
    не все признают национальною то это потому,
    что у нас издавна укоренилось престранное
    мнение, будто бы русский во фраке или
    русская в корсете- уже не русские и что
    русский дух даёт себя чувствовать только
    там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая
    капуста. «Тайна национальности каждого
    народа заключается не в его одежде и кухне,
    а в его, так сказать, манере понимать вещи. »
    По мнению Белинского, отступления, делаемые
    поэтом от рассказа, обращения его к самому
    себе, исполнены задушевности, чувства, ума,
    остроты; личность поэта в них является
    любящею и гуманною. ««Онегина» можно
    назвать энциклопедией русской жизни и в
    высшей степени народным произведением», -
    утверждает критик. Критик указывает на
    реализм «Евгения Онегина» .
    В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по
    мнению критика, Пушкин изобразил русское
    общество в одном из фазисов его
    образования, его развития.
    Критик говорит об огромном значении романа
    для последующего литературного процесса.
    Вместе с современным ему гениальным
    творением Грибоедова - «Горе от ума» ,
    стихотворный роман Пушкина положил
    прочное основание новой русской поэзии,
    новой русской литературе.
    Белинский дал характеристику образам
    романа. Так характеризуя Онегина, он
    замечает: «Большая часть публики
    совершенно отрицала в Онегине душу и
    сердце, видела в нем человека холодного,
    сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее
    и кривее понять человека!. . Светская жизнь
    не убила в Онегине чувства, а только
    охолодила к бесплодным страстям и
    мелочным развлечениям.. . Онегин не любил
    расплываться в мечтах, больше чувствовал,
    нежели говорил, и не всякому открывался.
    Озлобленный ум есть тоже признак высшей
    натуры, потому только людьми, но и самим
    собою» .
    В Ленском, по мнению Белинского, Пушкин
    изобразил характер, совершенно
    противоположный характеру Онегина, характер
    совершенно отвлеченный, совершенно чуждый
    действительности. Это было, по мнению
    критика, совершенно новое явление.
    Ленский был романтик и по натуре и по духу
    времени. Но в то же время «он сердцем
    милый был невежда» , вечно толкуя о жизни,
    никогда не знал ее. «Действительность на него
    не имела влияния: его и печали были
    созданием его фантазии», - пишет Белинский.
    «Велик подвиг Пушкина, что он первый в
    своем романе поэтически воспроизвел русское
    общество того времени и в лице Онегина и
    Ленского показал его главную, то есть
    мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг
    нашего поэта в том, что он первый поэтически
    воспроизвел, в лице Татьяны, русскую
    женщину. »
    Татьяна, по мнению Белинского, - существо
    исключительное, натура глубокая, любящая,
    страстная. Любовь для нее могла быть или
    величайшим блаженством, или величайшим
    бедствием жизни, без всякой примирительной
    середины.
для bottom