Анализ стихотворения Пушкина «Туча»

Анализ стихотворения Пушкина "Туча". 

  • Стихотворение Пушкина «Туча»
    проникнуто свежестью летнего дня
    после грозы, пронизано солнечным
    светом, лишь задержавшаяся,
    почему-то, на небе туча «наводит
    унылую тень». Стихотворение
    «нетерпеливое»: и поэт, и природа,
    словно ждут, когда небо станет
    чистым, туча скроется за
    горизонтом.
    Интересно построение
    стихотворения. В первом катрене
    поэт точно укоряет тучу за то, что
    она еще не скрылась, нагоняя тоску
    и воспоминания о минувшем ливне.
    Во втором четверостишии автор
    вспоминает минувшую грозу, когда
    земля жадно глотала живительную
    влагу, когда ослепительно сверкала
    молния, звучали раскаты грома…
    Когда эта туча была в расцвете
    своего могущества. В последних
    четырех строках поэт обращается к
    туче, говорит, что ее время прошло и
    призывает скорее скрыться с глаз.
    Не случайно стихотворение так
    построено. I катрен повествует нам
    о туче, главной героине, это
    своеобразное «вводное»
    четверостишие. Здесь автор
    сожалеет, что туча еще омрачает
    «ясную лазурь» неба.
    I катрен – апофеоз, кульминация
    стихотворения. Воспоминания о
    вдохновляют поэта, он яркими
    сочными, красками рисует нам ее
    картину. Можно сказать, что эти
    четыре строки – самые
    агрессивные во всем стихотворении.
    Последний, III катрен наполнен
    умиротворением. Автор уже никому
    не грозит, а лишь уговаривает тучу
    скрыться. Это и есть подходящее
    завершение стихотворения.
    В стихотворении мы видим
    разнообразие стилистических фигур
    и тропов. Несмотря на то, что тема
    и идея стихотворения одна, каждый
    катрен имеет собственный стиль.
    I катрен – немного унылый;
    почувствовать его настроение
    помогают стилистические образы,
    созданные поэтом: "«унылую тень",
    например, или целая строка «Одна
    ты печалишь ликующий день».
    С другой стороны, это
    четверостишие словно
    подготавливает нас к следующему,
    более «боевитому». Здесь
    чувствуется и досада поэта на
    непокорную тучу. Это дает нам
    понять и обращение к туче, и
    троекратное повторение «одна ты».
    Стиль II катрена – агрессивный
    «боевой». Об этом свидетельствуют
    и некоторые словосочетания:
    «грозно тебя обвивала», «издавала
    таинственный гром», «алчную
    землю». Помогают нам лучше
    воспринять настроение катрена и
    повторяющиеся «рычащие»
    согласные в словах «кругом»,
    «грозно», «гром». Надо заметить,
    что они отсутствуют в последней
    строке, которая является главным
    переходом к III катрену. Его стиль и
    ключевое слово - умиротворение.
    Автор не требует, а просит тучу:
    «Довольно». Стилистические образы
    здесь тоже спокойные. Мы словно
    представляем себе «листочки
    древес» и «успокоенные небеса».
    Здесь употреблены и характерные
    слова со словосочетаниями:
    «миновалась», «освежилась»,
    «лаская листочки древес», Все это
    помогает нам лучше прочувствовать
    свежесть и стиль завершающего
    катрена.
    В стихотворении можно отметить
    категориальное различие и сходство
    глагола времен глагола. Настоящее
    время глагола употреблено и в I, и в
    III четверостишиях. Нужно заметить,
    что и по стилю они схожи: поэт то
    требует, то просит тучу не омрачать
    солнечного дня. Во II катрене автор
    употребил прошедшее время
    глагола, вспоминая минувшую грозу.
    Этим он как бы подчеркнул
    различие между спокойными I, III и
    “воинственным“ II катренами.
    В лирической миниатюре А.С.
    Пушкина «Туча» мы можем
    отметить и индивидуально-
    авторское сочетание слов. Поэт
    употребил здесь множество ярких
    эпитетов, кроме него не
    свойственных никому другому.
    Среди них выделяются следующие
    сочетания: “рассеянной бури”,
    “ясной лазури”, “унылую тень”,
    “ликующий день”. Заметьте: не
    радостный, не веселый, а именно
    «ликующий»(!) день. “Грозно
    обвивала”, “алчную землю”,
    “таинственный гром”, “успокоенных
    небес”.
  •  Стихотворение Пушкина "Туча" было написана в 1835 году. Оно стало своеобразным гимном летнему дождю.
     С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.
     Пушкин, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге.
      «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.
для bottom