Конспекты занятий с детьми возраста 9–10 месяцев

Программное содержание. Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий в процессе ознакомительной игры с предметами. Совершенствовать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением тела в пространстве, т. е. зрительно слуховые, зрительно тактильно кинестетические ориентировки.

Продолжать учить действиям разъединения целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т. п.), раскладывания однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по одному из ведерка, выкладывание кубиков по одному из коробки). Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять задание с опорой на автодидактические свойства специально подобранных игрушек и предметов.

Учить с помощью взрослого выполнять действия составления из частей множества (присоединение по одному однородных и разнородных предметов; например, складывание в мисочку разбросанных шариков, складывание в коробку кубиков, а также различных игрушек).

Развивать умение выполнять действия соотнесения предметов (с местом, целого с частью и т. п.). При этом продолжать совершенствовать движения руки по направлению к предмету: петлеобразное – накладывание ладони на предмет, захватывающее сверху, скользящее – приближение к предмету по поверхности, обхватывание его сбоку или снизу, плавное – опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета, расположения его в пространстве.

Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук. При действиях с предметами способствовать активизации позиции большого пальца с учетом различий в физических свойствах предметов (форма, упругость, тяжесть, положение в пространстве).

Занятие 43

Цель. Учить выполнять последовательно однотипные действия (например, снимать шары со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с предметами.

Материал. Шнур (длина 1 м, толщина 0,8–1 см), 7–10 шариков (диаметр 3–5 см), имеющих сквозное отверстие по оси симметрии (на каждого ребенка). Цвет шариков произвольный.

Ход занятия. В занятии могут участвовать 3–4 ребенка. Дети сидят (или стоят, держась за опору) у дидактического или ленточного столика. Взрослый связывает концы четырех шнуров и закрепляет на конце стержня от пирамидки. Раскладывает свободные концы шнуров на достаточном расстоянии один от другого (шнуры расходятся лучами от центра). На них нанизывает шарики – заранее или в присутствии детей.

Взрослый показывает, как можно снять шарик со шнура. Затем дети действуют самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

Варианты. Аналогичное упражнение проводят с другими предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, кольца, кубы и т. п.). Можно также подобрать разноцветные шарики, или на каждый шнур нанизать шарики одного цвета, или подобрать их по цветам спектра, или взять шарики, различные по величине и т. п.

для bottom