Конспекты занятий с детьми возраста 8–9 месяцев. Часть 3

Занятие 41

Цель. Совершенствовать мелкую моторику, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Продолжать учить действиям раскладывания и складывания предметов. Продолжать формировать представление о части и целом в процессе практического действия с предметами.

Материал. Разноцветные тарелочки (мисочки) из дерева или полиэтилена (5–6 штук). Желательно использовать изделия народных промыслов, например, хохломские.

Ход занятия. Взрослый привлекает внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берет одну тарелочку за край, протягивает ее ребенку, говорит: «Возьми тарелочку!» Наблюдает за тем, как ребенок берет плоский предмет из его рук. Если он выполняет это действие неправильно, взрослый поворачивает его ладонь тыльной стороной вниз, кладет на нее тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Взрослый передает ему по одной все тарелочки. Малыш манипулирует ими и откладывает в сторону.

Во второй части занятия взрослый кладет все тарелочки одна на другую, ребенок наблюдает за его действиями.

Затем взрослый пододвигает тарелочки к ребенку, предоставляя ему возможность действовать абсолютно самостоятельно. Как правило, дети берут по одной тарелочке и разбрасывают их.

В конце занятия взрослый учит собирать тарелочки: предлагает ребенку положить 1–2 тарелочки поверх тех, которые он уже сложил стопкой.

Занятие 42

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев, практические навыки действий с предметом конической формы. Учить выполнять ряд последовательных действий, используя принцип автодидактизма, заложенный в конструкции игрушки.

Материал. Восемь колпачков вкладышей разного цвета (высота самого большого – 10 см, самого маленького – 3 см) (на каждого ребенка) (цветная табл. VII).

Ход занятия. Взрослый ставит перед ребенком набор колпачков, вложенных один в другой. Малыш снимает верхний колпачок и обнаруживает под ним второй – другого цвета, затем третий и т. п.

Во второй части занятия взрослый собирает колпачки, вкладывает их один в другой. Ребенок наблюдает за его действиями.

Третья часть занятия практически повторяет первую, только взрослый предоставляет ребенку большую самостоятельность, ласково поощряя его активные действия.

для bottom