Конспекты занятий с детьми возраста 8–9 месяцев. Часть 2

Занятие 39

Цель. Совершенствовать мелкую моторику пальцев обеих рук, активизировать позицию большого пальца при схватывании маленьких предметов. Закреплять практический опыт действия с пустыми и наполненными емкостями. Учить последовательно вкладывать и выкладывать предметы.

Материал. Небольшого размера (2,5–3 см) самодельные игрушки (на петельках), которые ранее использовались как вкладыши и подвески (ягоды, грибки, куколки, огурчики, яблоки, морковки, груши, шарики, разные по цвету, величине, упругости), а также мелкие фигурки (мишутка, зайчик, матрешка и т. п.). Все предметы на расстоянии 10–15 см один от другого закреплены на ленте (длина 1,5 м, ширина 1,5 см). Небольшая круглая коробка или ведерко (диаметр 20 см). Гирлянда маленьких игрушек, уложенных в коробку (ведерко), которая закрыта крышкой. Кончик ленточки выглядывает из под крышки, которая зажимает его. Указанный материал следует приготовить для каждого ребенка.

Ход занятия. Взрослый ставит перед малышом коробку (ведерко), закрытую крышкой, из под которой виднеется кончик ленты. «Что там?» – спрашивает он, показывая на коробку. Встряхивает ее. «Тук тук! Что там?» – еще раз спрашивает взрослый и вторично встряхивает коробку. Затем побуждает ребенка открыть крышку. Сопровождает его действия словами, которые произносит весело: «Что там? Открой крышку. Посмотри». Когда ребенок откинет крышку, взрослый обращает его внимание на ленточку. Они вместе вытаскивают за ленточку один предмет за другим. Взрослый предлагает малышу показать, что (какую маленькую игрушку) ему удалось вытащить из коробки, побуждает к действию с каждой игрушкой. Когда в коробке не останется ни одного предмета, взрослый говорит: «Нет! Игрушек нет», – показывает пустую коробку.

Занятие может быть завершено по другому: взрослый поочередно снимает игрушки с ленты, привлекая к своим действиям ребенка. Снятые игрушки вкладывает в коробку и закрывает ее крышкой.

Занятие 40

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы.

Учить простейшим видам соотнесений, в частности части с целым предметом.

Материал. Кольца одного размера и цвета (4–5 штук), нанизанные до конца вертикального стержня (можно использовать обыкновенную пирамидку) (цветная табл. XII).

Ход занятия. Взрослый наклоняет стержень к ребенку, сидящему за столом или на ковре, предлагает снять колечко. «Колечко!» – говорит взрослый и предлагает снять второе, третье, придвигая их к концу стержня. Когда ребенок снимет все колечки, взрослый эмоционально говорит: «Нет колечек! Коля снял все колечки!» Ребенок только снимает кольца. (Стержень от пирамидки в течение всего занятия держит в руках взрослый и ребенку для самостоятельного пользования не дает.)

Рис. 14. Составление пирамидок из разных геометрических тел (для детей 2 – 3 лет)

Во второй части занятия воспитатель нанизывает на стержень кольца, давая ребенку возможность наблюдать за его действиями. Третья часть занятия повторяет первую.

для bottom