Конспекты занятий с детьми возраста 8–9 месяцев

Программное содержание. Совершенствовать ориентировочно исследовательскую деятельность при ознакомлении с новыми игрушками и предметами. Учить точно выполнять действия с хорошо знакомыми ему игрушками. Способствовать развитию характерной для хватания позиции руки, направляемой к объекту: точка соприкосновения на ладони смещается от центра к большому пальцу, кулачок разжимается, большой палец несколько отставлен в сторону (приблизительно на 30°), наблюдается его активность при хватании.

Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым. Учить таким действиям, как разъединение и соединение, выкладывание и вкладывание. Учить выполнять задание вместе со взрослым. На эмоционально чувственной, ориентировочной основе практически знакомить со свойствами пустого и заполненного пространства (в пустое ведро вложить шарики, заполнив его доверху). Развивать осязание.

Задание 38

Цель. Учить выполнять несколько последовательных действий, например выкладывание, а затем вкладывание предметов. Использовать принцип автодидактизма, заложенный в конструкции игрушки (он не позволяет ребенку отвлекаться от поставленной цели).

Материал. Коробка в форме полого куба или цилиндра (размером 40 см3), обтянутая яркой тканью или аккуратно обклеенная разноцветной бумагой (цветная табл. VII). В коробке имеются отверстия (15х15 см) за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3–7 см), привязанные к ленте (длина 1,5–2 м, ширина 2,5–3 см): шарики, колокольчики, рыбки, уточки и т. п. Ленту с игрушками пропускают через верхнее и одно из боковых отверстий и завязывают. Вся гирлянда игрушек опускается в коробку. (Количество гирлянд должно соответствовать числу детей, участвующих в занятии.)

Ход занятия. Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке, тянет за ленту и вытягивает одну игрушку, отдает ее ребенку, называет. Затем опять тянет за ленту, вытягивает из коробки вторую игрушку, третью и т. д. Каждую из них называет, дает рассмотреть, поиграть.

Во второй части занятия взрослый учит ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, вытягивая ленту из коробки. При необходимости помогает.

В третьей части занятия взрослый развязывает ленту, кладет гирлянду в коробку, оставляя снаружи один конец ленты. Постепенно ребенок сам вытягивает всю гирлянду. Взрослый побуждает его рассматривать игрушки и складывать в одно место. Когда в коробке не остается ни одной игрушки, говорит: «Все, нет больше игрушек в коробке! Нет». Дает ребенку возможность заглянуть в пустую коробку.

Варианты. На повторных занятиях можно использовать предметы, различающиеся по своим свойствам, например, одноцветные шарики из различных материалов, разноцветные колокольчики и т. п. Можно использовать также игрушки самоделки, которые ранее применялись как вкладыши и подвески.

для bottom