Конспекты занятий с детьми возраста 4–5 месяцев. Часть 2

Аналогичное упражнение проводится со вторым кольцом, которое вкладывают в другую руку ребенка.

Затем взрослый учит малыша в положении лежа на животе хватать предмет, подвешивая его на ленте на высоте 10–15 см слева или справа от ребенка. Вначале кольцом касаются руки малыша, затем отодвигают кольцо, чтобы побудить к выполнению целенаправленного движения к игрушке и захватыванию ее. Если у ребенка это не получается, взрослый закрепляет ленточку с кольцом над ребенком (с помощью специального устройства в манеже – типа кронштейна) и постепенно учит его процессу хватания: медленно ведет руку малыша к кольцу, легонько разжимает ладонь, пропускает четыре пальца внутрь кольца, побуждает сжать его, а затем встряхнуть. Малыш должен видеть действия взрослого.

Варианты. Занятие проводится аналогично, но с другими предметами (цветные трубочки, шарики, вертушки и пр.), расположенными перед ребенком на низко натянутом (на уровне его полусогнутых, поднятых вверх рук) шнуре. Ребенок может не только захватывать предметы, но и смещать их влево или вправо. При этом одни гирлянды подбирают соответственно основным цветам спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), другие имеют самые различные цветовые сочетания.

Занятие 21

Цель. Учить захватывать предметы разной формы из удобного положения, удерживать их в течение не менее 20–30 секунд; производить ощупывающие движения, знакомясь с физическими свойствами: формой, массой, упругостью и т. д. Развивать восприятие предмета как объекта, обладающего комплексом свойств.

Материал. Игрушки подвески, которые ранее использовались как вкладыши (грибок, куколка, огурчик, морковка, ягоды, а также валики и шарики – твердые, мягкие, легкие и тяжелые и т. п.) (цветная табл. II).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на спине. Взрослый то в левую, то в правую руку вкладывает игрушки, различные по массе и упругости (например, вначале твердый, тяжелый шарик, а затем мягкий, легкий, хорошо поддающийся сжатию; можно использовать цветные валики, обтянутые тканью различной фактуры, также отличающиеся плотностью, твердостью, упругостью).

Затем малыш действует с игрушками (зеленые огурчики, красные ягоды, т. е. резко различающиеся по форме и цвету, захватывая их ребенок приобретает контрастный чувственный опыт), укрепленными на ленточках слева или справа от него на расстоянии 10–15 см над грудью. Чтобы ребенок стремился захватить предмет, игрушку вначале приближают к его ладони, а затем, после захвата, при вторичных попытках чуть приподнимают ее, добиваясь от ребенка целенаправленного движения следования за ней, схватывания и притягивания к себе.

В заключение ребенок производит захватывание из положения лежа на животе, опираясь на предплечья.

Во всех случаях взрослый должен добиваться того, чтобы ребенок мог захватить предмет, т. е. чтобы результат был положительным.

Варианты. На других занятиях используются предметы в следующем сочетании: грибок – ягодка, морковка – помидор, яблоко – груша, куколка – шарик и т. п.