Конспекты занятий с детьми возраста 11–12 месяцев. Часть 3

 

Во второй части занятия взрослый поочередно предлагает детям снимать с палочки кольца. У каждого ребенка должно оказаться по 2–3 кольца.

В третьей части дети действуют с кольцами самостоятельно: катают, стучат, смотрят в дырочку и т. п.

В четвертой части занятия взрослый подносит палочку в горизонтальном положении к каждому ребенку и просит надеть кольцо. Он обходит по кругу 2–3 раза всех детей.

Пятая часть занятия может повторять вторую и третью, но с большей самостоятельностью детей.

Во всех случаях они действуют только с кольцами. Палочка в течение всего занятия находится в руках взрослого.

Варианты. На повторных занятиях дети упражняются в нанизывании колец на вертикальный стержень (более сложное задание).

 

Занятие 52

 

Цель. Продолжать совершенствовать все виды восприятия (зрительное, слуховое и пр.), а также зрительно слуховые, зрительно тактильно кинестетические связи. Развивать осязание и тактильную чувствительность, подбирая предметы разной величины и формы. Учить действовать кончиками пальцев.

Материал. Хлопушка или фонарик с петелькой для подвешивания (цветная табл. XV). Предметы для вкладывания: шарики (диаметр 3–5 см) из разных материалов, кубики (3–4 см3), разноцветные призмы (высота 2–3 см). Можно использовать игрушки самоделки, которые ранее употреблялись как вкладыши (ягоды, грибки, огурчики, морковки, груши и т. п.); сюжетные игрушки (полиэтиленовые куколки, резиновые уточки, рыбки, пушистые собачки, зайчики, медвежата и т. п.) небольшого размера (10–15 см). Из хлопушки малыш достает игрушки через прорезь сбоку, из фонарика – сверху.

Основанием для хлопушки служит круглая коробка (диаметр 20–39 см, высота 30–40 см), которая обтягивается красочной тканью. С двух сторон у хлопушки – широкие прорези, в которые вкладывают игрушки. Аналогично изготавливается фонарик (коробка более широкая и низкая, диаметром 30–40 см, высотой 20–30 см). Она обтягивается материалом только с боков и снизу, а верх остается открытым. Укрепляется с помощью тонких ленточек, пропущенных насквозь через коробку.

 

Ход занятия. Хлопушка (фонарик) подвешивается так, чтобы детям было легко расположиться вокруг нее.

В первой части занятия взрослый побуждает детей рассмотреть игрушки, которые лежат в хлопушке, брать по одной, подержать, почувствовать тяжесть предмета, особенности материала. Комментирует ощущения малышей словами: мягкий, пушистый, гладкий, тяжелый, твердый, большой и т. п. Когда дети познакомятся со всеми игрушками, собирает их.

Во второй части занятия взрослый привлекает внимание детей к яркой хлопушке (фонарику). Они наблюдают, как он вкладывает игрушки в нее. Когда все игрушки окажутся внутри, взрослый встряхивает хлопушку и говорит: «Много игрушек!» Затем вращает хлопушку, тем самым поддерживая интерес и эмоциональное отношение детей к занятию.

В третьей части занятия взрослый вынимает из прорези игрушку. Перед этим ненадолго задерживает свою руку внутри хлопушки, спрашивает: «Что там?» После паузы отвечает: «Рыбка!» – и показывает малышам игрушку. Затем предлагает им выполнить то же действие. Вынимать игрушки одновременно могут 2–3 ребенка, опуская руки с разных сторон хлопушки. «Шарик, у Оли шарик! У Саши собачка! У Веры уточка», – говорит взрослый.

Четвертая часть занятия повторяет третью, но с большей самостоятельностью малышей.

Примечание. На первых занятиях с детьми 11–12 месяцев выбор предметов следует осуществлять под их зрительным контролем: дети видят игрушку через незакрытые части хлопушки. Если занятие проводится с «фонариком», то он опускается на уровень груди детей, чтобы игрушки внутри него хорошо были видны им.

Варианты. Можно практиковать различный подбор игрушек. Например, шарики одного размера, но разного цвета; кубики одного цвета, но разной величины; сюжетные игрушки, отличающиеся величиной или цветом (черные и белые собачки; серые, черные, белые зайчики и т. п.).