Конспекты занятий с детьми возраста 11–12 месяцев. Часть 2

Ход занятия. В занятии участвуют 3–4 ребенка. На середине стола стоят матрешки. Взрослый рассаживает малышей вокруг стола. Обращает их внимание на матрешки. Берет одну из них за петельку и передвигает по направлению к ребенку, имитируя ходьбу (чуть приподнимает над столом и опускает). «Пошла матрешка к Оле», – поясняет взрослый. Точно так же и другие матрешки «идут» к другим детям.

Во второй части занятия взрослый встряхивает матрешку, обращая внимание детей на звук, исходящий изнутри: «Что там?»; учит обследовать предмет: проводит рукой по поверхности, прикладывает к уху и т. п.

В третьей части занятия (если у детей это не получается) взрослый показывает, как потянуть за ленту и открыть матрешку. «Колокольчик!» – говорит он, когда дети откроют игрушку и т. д. Затем закрывает половинки матрешек, а колокольчики на лентах раздает малышам, предлагает позвенеть ими, поиграть.

Четвертая часть занятия повторяет первую: с середины стола к каждому ребенку «идет» матрешка. Взрослый раздает матрешки с лентами, на которых нет колокольчиков.

Пятая часть занятия повторяет вторую. При встряхивании матрешки взрослый комментирует: «Тихо! Не слышно динь динь!» Потянув за ленту, дети открывают матрешки и не обнаруживают колокольчиков. Взрослый складывает половинки матрешек, отставляет их в сторону.

В конце занятия он раздает матрешки, в которых есть колокольчики. Эта часть занятия проходит более быстро, потому что дети уже знают секрет игрушки и способ его обнаружения. Они переносят знакомый способ действия на другой предмет. Взрослый поощряет самостоятельность малышей, не вмешиваясь в их действия. Когда дети достанут колокольчики, складывает половинки матрешек, а малышам дает возможность позвенеть колокольчиками, поносить их на ленточке. Как только интерес пропадет, взрослый собирает колокольчики.

Занятие 51

Цель. Развивать пространственную ориентировку на предмет. Учить самостоятельно решать простейшие практические задачи, приводящие к конкретному результату. Выполнять двухактные взаимоисключающие, противоположные по смыслу действия: снятие и нанизывание колец. Выполнять эти действия в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Развивать координацию движений обеих рук, мелкую моторику пальцев.

Материал. Одинаковые кольца (5–6 штук) диаметром 8–10 см; палочка (длина 30–40 см) с большим отверстием (на каждого ребенка) (цветная табл. XII).

Ход занятия. Дети сидят вокруг взрослого (на ковре или за столом). Он кладет перед собой 8–10 колец, левой рукой берет за один конец палочку, располагая ее горизонтально, а другой медленно нанизывает одно кольцо за другим. Свои действия взрослый сопровождает словами: «Надену на палочку колечко (показ), надену еще одно колечко (показ) и т. п.». В процессе нанизывания колец несколько меняет положение палочки по отношению к детям, чтобы они видели предметы под разным углом. Когда весь стержень будет заполнен, взрослый проводит рукой малыша по кольцам, приводя их в движение и поясняет: «Закрутились наши колечки». Этот игровой момент вводится с целью поддержания интереса ребенка к действиям с кольцами.