Конспекты занятий с детьми возраста 11–12 месяцев

 

Программное содержание. Создавать проблемные ситуации с дидактическими игрушками, развивающими активную ориентировку: ожидание, поиск, предположение (прогнозирование). Путем практических действий, заканчивающихся получением конкретного результата, подводить ребенка к элементарному планированию своей деятельности.

Интенсивно обогащать смысловое содержание дидактических игр, совершенствовать активное подражание простейшим операциям соотнесения, группировки предметов (анализ и синтез, сравнение). Развивать умение переносить усвоенные способы действий в новую ситуацию.

Продолжать совершенствовать игры с предметами, создавая с их помощью цепь взаимосвязанных действий. На основе аутостимуляции (цепной ориентировочный процесс) развивать устойчивость, целенаправленность, избирательность действий с предметами (умение в течение 5–10 минут заниматься с игрушкой, не отвлекаясь).

Знакомить с технической стороной действий с предметами, побуждая постепенно переходить от элементарных способов двигательного воздействия на предмет (удар, сотрясение, сжатие и т. п.) к целенаправленным ориентировочно исследовательским действиям (поглаживание, прикладывание к уху, обследование частей и т. п.).

Развивать мелкую моторику обеих рук, активное участие не только большого, но и указательного, среднего пальцев, учить действовать их кончиками. Обращать внимание на превалирующее участие правой руки.

Совершенствовать все виды восприятия (зрительное, слуховое и пр.), способствовать их взаимодействию. Продолжать развивать осязание, различные виды ориентировок на предметы в пространстве (зрительно слуховые, зрительно тактильно кинестетические).

Формировать умение самостоятельно выполнять простые практические задания, приводящие к конкретному результату. Вызывать чувство радости, удовлетворения от его достижения.

 

Занятие 50

 

Цель. Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие. Развивать ориентировочную активность: ожидание, поиск, предположение (прогнозирование) при выявлении скрытых (неявных) свойств предметов. Учить целенаправленным ориентировочно исследовательским действиям, т. е. обследованию предметов поглаживанием, прикладыванием к уху, рассматриванием частей и т. п. Создавая проблемные ситуации с игрушками, побуждать детей к активности в поисковых действиях. Обогащать их эмоции. Учить переносить знакомые способы действий в новую ситуацию. Продолжать развивать координированные движения рук, мелкую моторику пальцев.

Материал. Матрешки, колокольчики (или гремящие шарики), укрепленные на ленте (длина 30–40 см, ширина 3–4 см) (цветная табл. VII). Колокольчик на ленте находится в нижней части матрешки – концы ленты, расположенные по обеим сторонам нижней половинки матрешки, зажаты верхней половинкой и связаны над матрешкой – получается петелька из ленты, которая нужна для того, чтобы укрепить внутри нее игрушку и облегчить способ открывания матрешки, потянув за ленту вверх. У каждого ребенка 2–3 матрешки (в одной из них лента без колокольчика).