Конспекты занятий с детьми возраста 10–11 месяцев. Часть 2

Занятие 47

Цель. Развивать ориентировочно исследовательскую деятельность при действиях с предметами, обладающими скрытыми свойствами. Обогащать предметно игровую деятельность смысловым содержанием (например, открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит). Развивать зрительно слуховые, кинестетические связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Материал. Небольшие коробки кубической или овальной формы (15х15х15 см, 10х15х10 см), а также круглой (диаметр 10–15 см). У всех коробок есть крышки, которые открываются разными способами: снятием (как в пенале), открыванием сверху (как в шкатулке), откидыванием набок. Внутри коробок мелкие предметы, связанные в гирлянду (колокольчики, яркие ленточки, шарики небольших размеров из различных материалов). Число коробок соответствует числу детей, участвующих в занятии.

Ход занятия. Дети (4–5) стоят или сидят за столом. Взрослый раздает коробочки. Подходит к каждому ребенку, встряхивает его коробочку, обращает внимание на возникающий при этом звук – значит, что то внутри лежит. Взрослый не показывает ребенку, как открывается коробка. Он побуждает его к самостоятельному поиску способа, помогает в случае необходимости. Однако и в этом случае не сразу показывает ребенку способ действия, стимулируя его исследовательскую деятельность.

Затем дети рассматривают содержимое открытых коробочек.

Варианты. На повторном занятии взрослый раздает коробки так, чтобы к ребенку попала коробка другой конструкции.

Занятие 48

Цель. Совершенствовать умение соотносить предметы с их положением в пространстве. Продолжать развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять их по подражанию (в данном случае проталкивать и сталкивать шары). Совершенствовать самостоятельные двухактные действия: проталкивать шары (анализ), скатывать их и собирать (синтез) с опорой на автодидактические свойства игрушки (шароброс со скатом). Развивать локомоции, ориентируясь на предметы в пространстве. Совершенствовать координацию рук и моторику пальцев.

Материал. Шароброс со скатом.

Пособие изготовлено в виде коробки длиной 60 см, шириной 40–50 см, высотой 30 см. Внутреннее пространство разделено пополам картоном. Он прикреплен изнутри к серединам длинных сторон и перегнут пополам – образуются скаты. В этом месте с двух сторон делают прорези в виде полукруга (радиус 15 см). На верхней широкой поверхности коробки вырезают круглые отверстия (радиус 1,5–3 см), расположенные симметрично в два ряда с интервалом 4–5 см. Прорези делают на одинаковом расстоянии (10–12 см) от средней (верхней) линии скатов. Чтобы шары не раскатывались по всей площади пола, со стороны скатов кладут ограничители.

Ход занятия. Шарики лежат на ковре недалеко один от другого. На середине ковра стоит шароброс со скатом. Взрослый показывает детям, как опустить шарики в коробку. Эмоционально обыгрывает их появление из отверстия коробки: «Возьму шарик (показ), опущу в дырочку (показ). Покатился! Где шарик? Вот он (показ)!»

Во второй части занятия взрослый побуждает детей самостоятельно – доступным им способом – опускать шары в прорезь. Затем, когда все шары выкатятся, уточняет: все шары здесь, их много. Если у детей есть желание продолжать игру, вторую часть занятия можно повторить.

для bottom